Блог яхтенной школы OPEN SAIL

ГМССБ – разбираемся что к чему.

На занятиях в яхтенных школах можно столкнуться с такой аббревиатурой - ГМССБ. Но, по определенным причинам, не во всех школах тему ГМССБ раскрывают подробно. Давайте разбираться что к чему!

 

Начнем с расшифровки аббревиатуры. ГМССБ - глобальная морская система связи при бедствии (англ. GMDSS – global maritime distress and safety system). Если сказать просто, то ГМССБ - это набор правил по использованию определенных технических средств свази при бедствии на море. Не смотря на своё название, (при бедствии) система используется не только для подачи сигнала бедствия, но и для передачи различной служебной  информации связанной с судоходством. Например, передача прогнозов погоды, навигационных предупреждений, сигналов срочности и т.д.

 

Система была введена в действие в августе 1992 года в рамках Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (англ. SOLAS, international convention for the Safety Of Life At Sea). До введения ГМССБ в действие система оповещения о бедствии была основана на радиотелеграфии (с помощью азбуки Морзе) и радиотелефонии. Эта система связи работала на частотах, которые позволяли надежно передавать сигнал в радиусе порядка 200 морских миль. При таком радиусе действия судну, терпящему бедствие, например, где-то посередине Атлантики, можно было бы рассчитывать только на помощь от судов, находящихся в непосредственной близости. Вторым недостатком системы было требование к оснащению судов средствами связи, которое было основано на тоннаже судна. БОльшие суда оборудовались средствами связи с бОльшим радиусом действия. Таким образом, на небольшое судно устанавливалось оборудование с небольшим радиусом действия и это судно могло совершать переходы через океаны, в то время как на большое судно, совершающее короткие рейсы между соседними портами, устанавливалось мощное, избыточное радиооборудование.

 

С введением в действие ГМССБ была изменена идеология оповещения о бедствии – основной акцент был перемещен на береговые структуры, обладающие большими возможностями при оказании помощи. Основные процедуры и средства связи, использующиеся в рамках ГМССБ, направлены на информирование о бедствии прежде всего береговых радиостанций и спасательно-координационных центров. Для этого некоторые судовые средства связи ГМССБ имеют гораздо больший радиус действия, чем был ранее, а требования по оснащению судна такими средствами зависит от района плавания судна, а не от его тоннажа.

 

В ГМССБ районы плавания определены следующим образом:

А1 – район в радиусе действия хотя бы одной береговой УКВ-радиостанции (20-30 морских миль от берега).

А2 - район за пределами района А1 и в радиусе действия хотя бы одной береговой СВ-радиостанции (150-200 морских миль от берега).

А3 - район за пределами районов А1 и А2 и в радиусе действия спутниковой системы связи Инмарсат (см. рисунок).

A4 – акватория мирового океана, за исключением районов А1, А2 и А3, т.е. полярные районы.

Суда, плавающие в том или ином районе, должны быть оборудованы определённым в ГМССБ набором технических средств связи. В рамках статьи не мы будем разбираться, какие средства связи должны находиться на судне, плавающем в том или ином районе, но разберем, какие средства связи в ГМССБ упоминаются, так как многие из них можно встретить и на обычной яхте.

 

УКВ-радиостанция, стационарная и портативная. Наиболее простая и распространенная система связи на яхтах. Трудно найти лодку, на которой не было бы УКВ радиостанции. В яхтенных школах при обучении даже на начальный шкиперский уровень обязательно читают курс “Оператор УКВ-радиостанции” и выдают соответствующий сертификат. Многие чартерные компании просят предъявить этот сертификат, когда Вы берете лодку в чартер.

 

СВ-радиостанции. Сейчас средневолновые радиостанции в отличии от УКВ редко можно увидеть на яхтах. Но их обязательно устанавливают на больших и железных пароходах. Принципы работы и внешний вид таких радиостанций не сильно отличается от УКВ-радиостанций.

ЦИВ - цифровой избирательный вызов (англ. DSC, Digital Selective Calling). ЦИВ - это вид связи для первоначального вызова береговой или судовой станции с целью дальнейшего общения голосом. Эта система, как правило, интегрирована в современные УКВ- и СВ-радиостанции и позволяет обмениваться станциям между собой в цифровом виде. ЦИВ может использоваться для передачи сигнала бедствия, для оповещения о предстоящей передачи прогноза погоды, для установления связи на служебном канале и т.д. В яхтенных школах работу с ЦИВ в УКВ-радиостанции рассматривают в рамках курса “Оператор УКВ-радиостанции”.

 

НАВТЕКС – навигационный телекс (англ. NAVTEX, NAVigation TEleX). Система НАВТЕКС служит для передачи прогнозов погоды, а также информации связанной с безопасностью судоходства. Система состоит из сети береговых станций, ведущих передачу по определенному расписанию на средних волнах, и приемников, установленных на судах. На текущий момент по всему миру система насчитывает 153 станции. Приемники НАВТЕКС ранее были оборудованы принтерами, и полученную информацию выводили на печать. Современные приемники вместо принтеров оборудуются экранами, на которых в текстовом виде отображается полученная информация. На яхтах приемник НАВТЕКС не редкость.

Система КОСПАС-САРСАТ (англ. Cospas-Sarsat). КОСПАС-САРСАТ - спутниковая поисково-спасательная система. В аварийных ситуациях на морских и воздушных судах система оповещает о бедствии и определяет положение активированного АРБ - аварийного радиобуя (англ. EPIRB, Emergency Position Indicating Radio Beacon). Система состоит из группировки космических спутников, способных в случае бедствия принять сигнал с активного АРБ и передать его наземной стации связи. Далее сигнал бедствия передается в соответствующий координационно-спасательный центр, который и занимается организацией и проведением спасательной операции.

 

Так как яхтсмены являются потенциальными абонентами этой системы, поговорим более подробно об АРБ. АРБ поставляются в разных исполнениях, но принцип использования единый. Конструкция АРБ предусматривает его установку на открытой палубе, что позволит свободно всплыть ему при затоплении судна. Буй крепится к судну при помощи гидростатического разобщающегося устройства, которое под давлением воды срабатывает на глубине не более 5 метров. Иногда на яхтах можно встретить АРБ установленный под палубой, например, в кают-компании. В этом случае в ситуации бедствия нужно не забыть вынести буй на открытую палубу. При попадании в воду АРБ автоматически активируется и начинает передавать сигнал бедствия. Существует также возможность активировать АРБ вручную и для этого на корпусе буя нанесена инструкция по активации. С помощью АРБ отменить посланный им же сигнал бедствия невозможно!

Спутниковая система связи ИНМАРСАТ (англ. INMARSAT) – частная компания спутниковой связи. Услуги компании помимо обычных телефонных разговоров и доступа в Интернет включают передачу сигнала бедствия. В рамках ГМССБ на больших и железных пароходах может устанавливаться различная аппаратура ИНМАРСАТ, позволяющая совершать связь в режиме телекса, телефонного разговора и по этим же каналам передавать на берег сигнал бедствия. На яхтах, как правило, применение аппаратуры ИНМАРСАТ ограничивается спутниковыми телефонами этой системы.

 

Радиолокационный буй ответчик - РЛО (англ, SART, Search and Rescue Radar Transponder). РЛО облегчает обнаружение терпящих бедствие объектов с помощью обычных радаров. РЛО представляет из себя приемопередающий буй, работающий на частоте радаров. В режиме ожидания работает только приёмник, при приближении судна или самолета с работающим радаром РЛО фиксирует излучение радара и активирует встроенный передатчик, который передает серию ответных сигналов. Это приводит к тому, что работа ответчика выглядит на экране радара в виде серии хорошо заметных на фоне помех светящихся точек. Таким образом, оператор радара хорошо видит на экране аварийный объект.

 

На корпусе РЛО нанесена инструкция по его активации. Активация и выключение РЛО выполняется только вручную. О переходе в передающий режим (при попадании в зону действия радара) РЛО сигнализирует визуальным и/или звуковым сигналом. Главный фактор, определяющий дальность обнаружения, это высота установки РЛО над уровнем моря, поэтому ответчик нужно устанавливать как можно выше. РЛО должны располагаться рядом со спасательными средствами (плотики и шлюпки) и на яхтах могу находится в спасательных плотах.

 

Надеюсь, что статья позволила Вам получить представление о ГМССБ в целом и понять, какие средства связи доступны сейчас морякам и яхтсменам. Так же надеюсь, что пользоваться Вам этими средствами связи придётся исключительно в “мирных” целях! Безаварийных походов!

 

Please reload

Избранные посты

Предложение по сопровождению покупки парусной яхты и её дальнейшему обслуживанию в Болгарии.

February 27, 2016

1/1
Please reload

Недавние посты